В 2012 году Государственной Думой были внесены поправки в Жилищный кодекс РФ, согласно которым в сфере управления многоквартирными домами был введен институт саморегулирования. Потребности создания СРО ЖКХ назрели уже давно - главная причина этого в недостатках в управлении отраслью.
Согласно внесенным в Жилищный кодекс РФ изменениям, компании, работающие в сфере ЖКХ, обязаны иметь пакет необходимой разрешительной документации, которая выдается либо государством - ЖКХ лицензии, либо саморегулируемыми организациями - допуски СРО ЖКХ.
Государственному регулированию отведен небольшой процент случаев - большинство управляющих компаний должны вступить в СРО ЖКХ. Следует учесть, что компания может состоять в членах только одного профессионального объединения.
Каждое НП СРО ЖКХ (некоммерческое партнерство) обязательно ведет реестр, который содержит сведения о его членах. При вступлении и дальнейшем членстве в СРО в сфере ЖКХ предприятия обязаны уплачивать единовременные и регулярные взносы. Помимо этого, каждая саморегулируемая организация имеет компенсационный фонд, платеж в который обязателен для всех членов. Величину взносов определяет коллегиальный орган управления отдельно в каждой саморегулируемой организации.
Минимальная величина взноса в компенсационный фонд партнерства - 100 000 рублей. Средства этого фонда являются фонда гарантией погашение ущерба, причиненного собственникам помещений одной из управляющих компаний, являющейся членом объединения, если она некачественно выполнила свою работу. Взнос в компенсационный фонд является разовым платежом, исключая случаи возмещения компаниями-виновниками выплат, осуществленных из этого фонда.
Компания, работающая с допуском СРО ЖКХ, находится под постоянным контролем. Саморегулируемая организация следит за качеством предоставляемых её членами работ и услуг, так как от этого зависит её положительная деловая и профессиональная репутация. Кроме того, в действующем законодательстве предусмотрен государственный контроль за работой СРО и перечислены ситуации, в следствии которых управляющая компания ЖКХ лишается права состоять в рядах саморегулируемой организации, например, в случае поступления жалобы от муниципальных или региональных властей на недобросовестное исполнение обязательств и нарушения установленных правил работы.
Саморегулирование в ЖКХ, пришедшее на смену лицензированию, привело к переходу всего рынка жилищно-коммунальных услуг к более цивилизованным формам работы. В прошлом остался государственный контроль - его сменили более современные механизмы, обеспечивающие внутреннее самостоятельное регулирования работы в отрасли. Со вступлением в силу нового закона, саморегулируемые организации в ЖХК получили возможности самостоятельно определять правила ведения бизнеса в своей профессиональной среде. Государство сохранило за собой лишь основные контролирующие функции. СРО УК и ЖСК сегодня самостоятельно определяют качественные стандарты предоставлению услуг. Профильные сообщества самостоятельно принимают решения о принятии в свои ряды и выдаче допусков на работу в сфере ЖКХ.